Дизайн как услуга. Проблемы и решения, критерии качества

В данной статье разберемся, с какими проблемами сталкиваются клиенты при заказе дизайн-услуг и как их избежать, рассмотрим критерии качественного дизайн-макета.
Какие проблемы встречаются при заказе услуг по разработке дизайн-макета
Любую визитку, листовку, каждый календарь, каталог или буклет сначала необходимо разработать в виде электронного дизайн-макета. Некоторые компании имеют в своем штате дизайнера, который справляется с этой задачей. Другие компании обращаются в дизайн-студии, агентства или к фрилансерам. Зачастую при заказе дизайн-услуг клиенты сталкиваются с различными проблемами.

Макет не нравится, процесс затягивается, вносятся правки, но результата нет
Причины могут быть разные: макет разрабатывается неквалифицированным специалистом; нет четко сформулированного задания (не поставлена задача); дизайнер занимается самовыражением, но не решает задачи бизнеса.

Срываются сроки
Причины: следствие первой причины, нет жесткого контроля внутри дизайн-студии/агентства, дизайнер-фрилансер не способен грамотно распределять задачи и следить за таймингом.

Нет отдачи от рекламной продукции: листовки раздали, но никто не позвонил; рекламный макет разместили, но никто не заметил
Причины: дизайнер занимается самовыражением, но не решает задачи бизнеса и не учитывает особенностей целевой аудитории; нет четко сформулированного задания (не поставлена задача).

Готовый тираж не соответствует ожиданиям: обрезаны существенные элементы, цвет не тот, нечитабельный текст и другие
Дизайнер не умеет готовить макеты в печать по требованиям типографии/производства, не знает основ допечатной подготовки, работает «в отрыве» от производства.
Почему так происходит?
К сожалению, часто встречается ситуация, когда при выборе дизайн-студии/дизайнера для разработки макета/логотипа клиент действует, как при выборе утюга или пылесоса. Интересует только цена и срок. Не интересует ни портфолио, ни специалист, который будет работать над макетом, ни порядок работы. Либо интересует только изготовление тиража, а дизайн-макета нет и в стоимости и сроках его не учитывают. А ведь дизайн-макет зачастую важнее.

Если макет будет разработан не для целевой аудитории (а быстро, по шаблону, не учитывая особенностей восприятия, характера целевой аудитории и других нюансов), то стоимость затрат на изготовление тиража может быть потрачена впустую, так как потенциальный клиент не заметит или не поймет/не воспримет рекламное сообщение, заложенное в макет.

Макет может быть некорректно подготовлен к печати и в готовом изделии будут существенные недочеты, которые будут портить восприятие, особенно негативно это скажется на дорогой элитной рекламной продукции, где важна каждая деталь, а стоимость тиража и его переделки очень высока.

Еще больших финансовых потерь можно избежать, если своевременно уделить больше внимания, времени и средств на разработку логотипа/фирменного стиля компании или продукта. Ведь если появится необходимость переделывать логотип, не подходящий компании или мало отличающийся от конкурентов, то объемы затрат существенно больше (регистрация нового знака, замена вывесок, всей рекламной и сувенирной продукции, переделывание сайта, рекламных роликов и аналогичные затраты).
Как получить рабочий инструмент вместо бесполезной картинки?
Чтобы затраты на дизайн не просто окупались, но и приносили прибыль в перспективе, чтобы дизайн стал рабочим инструментом, как оборудование на производстве или компьютер в офисе, чтобы получать рабочий макет, заметный и понятный для потенциальной аудитории вместо креативной картинки, необходимо внимательно относиться к подбору компании-исполнителя и грамотно ставить задачи перед студией графического дизайна/дизайнером.

Одним из важнейших этапов на пути создания качественного дизайн-макета является постановка задачи. Грамотно поставленная задача — это, во-первых, ориентир для дизайнера в поиске средств и приемов, во-вторых, ориентир для клиента при принятии решения об утверждении макета, в-третьих, гарантия качественного результата. И понятие «качественного» дизайн-макета не укладываются в понятия «красиво» и «нравится».

Критерии «качества» при оказании услуг по разработке дизайн-макета:
  • решение поставленной задачи;
  • соответствие макета фирменному стилю, характеру компании;
  • соответствие приемов, иллюстративного материала, стиля макета характеру и ценностям целевой аудитории;
  • грамотное построение макета (композиция, читабельность, верное расставление акцентов и порядок считывания информации и др. параметры в соответствии с задачами);
  • грамотная подготовка макета к тиражированию (знание основ допечатной подготовки в зависимости от способа изготовления, технологий, материалов).
Именно по этим критериям нужно оценивать и принимать дизайн-макет. И особенно хочется отметить, что критерия «креативно» в этом списке нет. Понятие «креатив» сейчас употребляется скорее в смысле «очень ярко, броско, вычурно, несколько эпатажно», но данный подход уместен только для очень малого процента компаний и дизайн-макетов.
Постановка задач
Коротко разберемся, какие задачи должен решать дизайнер, а какие остаются в зоне ответственности клиента.

Если коротко, то клиент должен ставить задачу, отвечая на вопросы ЧТО и КОМУ он хочет сказать, а дизайнер на основе анализа этих данных дать ответ на вопрос КАК сказать, учитывая стиль и характер компании, особенности целевой аудитории, подбирая соответствующие приемы и элементы.

Клиент, зная и понимая свою целевую аудиторию, учитывая особенности своей компании, продукта, услуг, осознавая свои конкурентные преимущества, формулирует и доносит эту информацию до дизайнера, который в свою очередь подбирает подходящие инструменты и средства и с учетом своих знаний, опыта разрабатывает макет. Если каждая сторона на отлично справляется со своей задачей, процесс создания макета проходит достаточно быстро и безболезненно, а результат соответствует критериям качественного макета и приносит желаемый результат.

Мы заинтересованы в успехе наших клиентов и поэтому наша цель — предлагать качественные грамотные дизайн-решения, соответствующие бизнес-задачам клиентов. Обращайтесь к нам за решениями своих задач и рабочими инструментами, а не за креативом и бесполезными картинками.